21 декабря, исполнилось 30 лет с момента первого полёта крупнейшего в мире самолёта Ан-225 «Мрия».
Ан-225 «Мрия» — это транспортный реактивный самолёт сверхбольшой грузоподъёмности разработки ОКБ им. О. К. Антонова. Он был спроектирован и построен на Киевском механическом заводе в 1984-1988 годах. Руководил проектом В. И. Толмачёв. Первый полёт Ан-225 был совершён 21 декабря 1988 года. Полёт выполнял экипаж во главе с командиром Галуненко А.В., второй пилот — Горбик С.А., штурман-испытатель — Нечаев С.Ф., бортинженер-испытатель — Шулещенко А.Н., бортинженер-испытатель — Гусар В.А., бортрадист-испытатель — Белоусов В.К., ведущий инженер-испытатель — Харченко М.Г.
В «биографии» Ан-225 «Мрия» есть ещё две важные даты. 3 мая 1989 года состоялся первый полёт Ан-225 с космическим кораблём «Буран». Это событие центральное телевидение транслировало в прямом эфире. Никогда ранее испытания космической техники не демонстрировалось такой широкой общественности. А 7 мая 2001 года восстановленный и модернизированный для коммерческой эксплуатации Ан-225 взлетел в небо после длительного пребывания на земле в результате закрытия программы «Энергия»-«Буран». Этот день считается вторым днём рождения «Мрии».
Изначально было заложено два самолёта Ан-225, но в настоящее время только один экземпляр находится в лётном состоянии и эксплуатируется украинской компанией Antonov Airlines. Второй экземпляр Ан-225 так и не был достроен, хотя периодически возникают слухи о его возможном завершении.
Причиной постройки самолёта Ан-225 была необходимость создания авиатранспортной системы для проекта многоразового космического корабля «Буран». Основным назначением тяжёлого транспортного самолёта в рамках данного проекта была перевозка различных компонентов ракеты-носителя и космического корабля от места производства и сборки к месту запуска. Кроме того, предполагалось использование Ан-225 в качестве первой ступени системы воздушного старта космического корабля, что требовало от самолёта грузоподъёмности не менее 250 тонн.
Так как блоки ракеты-носителя «Энергия» и сам «Буран» имели габариты, превышающие размеры грузового отсека Ан-225, на самолёте предусматривалось крепление наружных грузов. Наличие спутной струи от закреплённого наверху фюзеляжа крупногабаритного груза потребовало заменить однокилевое хвостовое оперение двухкилевым, чтобы избежать его аэродинамического затенения.
На самолете Ан-225 «Мрия» установлено 462 авиационных рекорда, из них 240 мировых и 222 национальных рекордов Украины. Общие характеристики этой машины впечатляют. Так взлётная масса Ан-225 достигает невероятной величины — 640 т. Самолёт предназначен для перевозки грузов массой до 250 т. Тем не менее, «Мрия» установила рекорд по перевозке груза даже большей массы.
11 сентября 2001 года во время одного полёта на Ан-225 экипаж О.В. Галуненко установил 214 национальных и 124 мировых рекорда, в том числе по перевозке груза массой 253,82 т, который был поднят на высоту 10570 м, и при этом была достигнута скорость 763 км/ч на замкнутом маршруте протяжённостью 1000 км. Ещё рекордными являются перевозка моногруза массой 187,6 т, а также груза длиной 42,1 м.
Среди прочих интересных фактов об Ан-225 «Мрия» можно выделить следующие:
- Продолжительность открывания носовой грузовой рампы составляет 7 минут, а сам процесс получил название «Танец слонёнка».
- Размах крыла Ан-225 — 88,4 м. Лишь два самолета в мире превосходят «Мрию» по этому параметру: Hughes H-4 — 97,5 метра, относящийся к классу летающих лодок, он поднимался в воздух всего один раз в 1947 году, и двухфюзеляжный Stratolaunch, который сейчас готовится к своему первому полёту и имеет размах крыла 117,3 м.
- Полёт самолета без полезной нагрузки может длиться до 18 часов. Его максимальная дальность — около 15 тыс. км.
- Максимальная тяга всех 6 двигателей во взлётном режиме составляет 136,8 тонн.
- Шасси самолёта имеет 32 колеса: четыре на двух передних опорах шасси и 28 — в основном шасси. Ан-225 имеет уникальное семирядное основное шасси: по две стойки с двумя колёсами в каждом ряду. Это обеспечивает равномерное распределения нагрузки от большого веса самолета на площадь аэродромного покрытия. Поэтому «Мрия» может базироваться на обычных аэродромах. Четыре задних стойки с колёсами могут поворачиваться на угол, который соответствует радиусу поворота самолета, поэтому для разворота на 180 градусов Ан-225 нужна площадка шириной всего 56 м.
- Топливо Ан-225 размещается в 18 баках-кессонах, по три бака на каждый двигатель. Общая вместимость всех топливных баков — 405 тыс. л. В зависимости от нагрузки, самолёт расходует от 15,9 т горючего в час (при полёте в крейсерском режиме).
- В 2013 году Госавиаслужба Украины согласовала документы по установлению назначенных ресурсов и срока службы: 20000 лётных часов, 4000 полётов, 45 лет эксплуатации. Это означает, что, как минимум до 2033 года Ан-225 «Мрия» будет в строю.
|